Патентованное снижение

Россия опустилась в мировом рейтинге изобретений

В 2021 году Россия заняла только 11-е место по числу опубликованных во всем мире патентов, хотя в 2020 году входила в первую десятку, следует из данных ежегодного рейтинга IFI Claims Patent Services. Лидерами среди российских компаний по числу патентов, признанных в США, стали «Лаборатория Касперского», ABBYY, «Русал», «Сколтех» и «Росатом». Получение зарубежных патентов актуально для компаний, развивающих экспорт, но их число не увеличивается, а активность снижается, поясняют аналитики.

“Ъ” ознакомился с результатами международного патентного рейтинга IFI Claims Patent Services 2021, из которых следует, что по итогам года Россия выбыла из топ-10 стран по числу опубликованных во всем мире патентов, заняв 11-е место (54,6 тыс. патентов). Организация ежегодно публикует рейтинг глобальных компаний и стран, закрепивших права на интеллектуальную собственность в США в течение года. Впервые Россия вошла в первую десятку в 2020 году с показателем 56,8 тыс. (см. “Ъ” от 13 января 2021 года).

54,6 тысячи патентов зарегистрировали компании из России в США в 2021 году, по данным IFI Claims Patent Services.

В число крупнейших российских патентообладателей в США в 2021 году вошли «Лаборатория Касперского» (43 патента), ABBYY (11 патентов), «Русал» (восемь), «Сколтех» и «Росатом» (по четыре патента). По итогам 2020 года среди российских патентообладателей в США лидировал «Яндекс» (45 патентов), однако в 2021 году компания в рейтинг не вошла, поскольку при его составлении не учитывались российские структуры с головными офисами, зарегистрированными за рубежом, пояснили составители. В «Яндексе» “Ъ” сказали, что в 2021 году опубликовали в США более 100 патентов и заявок.

По данным IFI Claims Patent Services, в число самых быстрорастущих технологий в мире за последние четыре года вошли:

  • биокомпьютинг,
  • машинное обучение,
  • квантовые компьютеры,
  • протоколы беспроводной связи,
  • системы контроля или обнаружение изделий в конвейерах,
  • производство дисплеев,
  • электрические устройства для курения.

Патент дает защиту только в стране, его выдавшей, поэтому ABBYY подает заявки и в России, и в США, пояснил исполнительный директор группы Вадим Терещенко: «По сути, мы «зеркалим» наши изобретения в двух ключевых юрисдикциях». Процесс получения американского патента дольше и дороже, но на рынке США это важный инструмент конкурентной борьбы, добавил топ-менеджер: «Он не только дает права на интеллектуальную собственность, но и помогает защититься от возможных судебных разбирательств в этой области, которые распространены в США».

Общее количество зарубежных заявок и патентов «Русала» — несколько сотен, рассказали в компании: «Мы стремимся получить патенты не только в России, но и в США, Канаде, Евросоюзе, Китае, Австралии, Бразилии». В «Лаборатории Касперского» отметили, что около 80% продаж компании приходится на зарубежные страны: «Патенты позволяют поддерживать статус технологического лидера».

Наличие зарубежного портфолио интеллектуальной собственности увеличивает репутацию на международной арене, согласна руководитель направления по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности «Сколтеха» Виктория Иманова.

В целом, добавляет она, в 2021 году наблюдалось снижение патентной активности, но «Сколтех» «заинтересован в распространении результатов интеллектуальной деятельности своих исследователей».

Ухудшение положения РФ по числу опубликованных патентов закономерно, считает президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев: «У нас относительно небольшое число высокотехнологичных корпораций, ориентирующихся на внешний рынок». Мировые лидеры, как Huawei или IBM, увеличивают число патентов как за счет собственных исследовательских центров, так и через покупку стартапов, в России же почти нет корпораций, которые агрессивно прирастают интеллектуальной собственностью, подчеркивает он. Кроме того, добавляет эксперт, в авторах патентов зарубежных компаний немало русских имен — например, в Huawei это трое из 15 самых часто встречающихся авторов. Но такая форма «экспорта знаний», добавляет господин Матвеев, хотя и хороша для мира, плоха для национальной экономики.

Юлия Степанова

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5157625