Ответы А.В. Островского на вопросы корреспондента РБК Маргариты Овсянниковой

1. Действительно сегодня утром в 6.40 в мою квартиру пришла целая делегация с ордером на обыск в рамках открытого в марте 2021 года дела о хищении финансовых средств. Это дело было открыто по заявлению на тот момент и.о. директора Алексея Александровича Маслова, который в сентябре 2021 г. перешел на работу директором ИСАА при МГУ.

В свое время в конце 2018 г. после заседания Ученого совета, на котором был заслушан отчет бухгалтерии о финансовом состоянии Института, было принято решение о создании комиссии Ученого совета по проверке деятельности бухгалтерии, в которую вошли члены Ученого совета ИДВ РАН зам.директора ИДВ РАН Островский А.В., Виноградов А.В. и ученый секретарь Совета Афонасьева А.В. По результатам работы комиссии выяснилось, что, по-видимому, хищения имели место, но для уточнения этого факта комиссия потребовала списки всех сотрудников Института с их месячными окладами. Однако бухгалтерия и отдел кадров отказались предоставить комиссии эти списки на том основании, что Ученый совет не имеет полномочий проверять работу дирекции.

Как оказалось, комиссия шла по правильному следу. Выяснилось, что деньги выводились через фонд заработной платы путем начисления бухгалтеру Н.Г.Христофоровой завышенную зарплату (около миллиона рублей в месяц) и в результате Институт понес ущерб на сумму 46 миллионов рублей, что признал Замоскворецкий суд г.Москвы.

Комиссия обращалась с результатами своей проверки в разные инстанции – УБЭП Юго-Западного округа г.Москвы, Следственный комитет Москвы и РФ, Прокуратуру г. Москвы и администрацию Президента РФ, но следовали только отписки.

Была отправлена официальная бумага из ГУВД ЮЗАО, что они не нашли состава преступления. Тогда документы были отправлены в Гагаринский суд г.Москвы, но суд отказал в возбуждении уголовного дела (судья Курбанов).

2. В октябре 2021 г. во время посещения межрайонной прокуратуры в Черемушках мной были даны показания на бывшего директора Института С.Г.Лузянина о имевших место хищениях в Институте и желании показать материалы работы комиссии Ученого совета в прокуратуру. Однако по каким-то причинам было вынесено решение о проведении обыска у меня дома и выемки документов, который я и так собирался передать следствию для установления истины. При обыске файлы с материалами работы комиссии были переданы работникам УВД.

В ходе визита нас с супругой зачем-то сфотографировали, чтобы передать об этом информацию в Телеграм-канале. В нем была опубликована клеветническая информация о том, что Островский входил в преступную группу Лузянина и брал с китайских аспирантов деньги за из зачисление в аспирантуру Института. По моей просьбе действительно несколько аспирантов было зачислено в аспирантуру Института, почти все они успешно защитили кандидатские диссертации, и по результатам этой работы был награжден грамотой Посольства КНР в РФ за успешную работу с китайскими аспирантами. Денег с аспирантов за зачисление в аспирантуру не брал, они должны были проходить через отдел аспирантуры и дирекцию. Но по каким-то причинам многие китайские аспиранты проходили обучение в аспирантуре без соответствующих приказов о зачислении, которые должен был готовить курирующий работу аспирантуры в Институте директор С.Г.Лузянин.

3. В связи с тем, что у меня не сложились отношения с двумя врио директора А,А.Масловым и К.В.Бабаевым, было принято решение уволить меня из Института под любым предлогом. Если Маслов А.А. в свое время защитил докторскую диссертацию по истории Китая (специальность 07.00.03) и имеет определенное представление о Китае, но недостаточное для руководства таким Институтом как ИДВ РАН, то Бабаев К.В. вообще является филологом, защищал диссертацию по африканским языка, не является китаеведом и его кандидатура не была согласована с Президиумом РАН, который отказался рекомендовать его на должность врио директора Института, о чем было направлено соответствующее письмо в Министерство за подписью на тот момент исполняющего обязанности Президента РАН академика Ю.Ю.Балеги. Но Минобрауки РФ в нарушение Указа Президента РФ №253 от 2013 года все-таки назначило Бабаева К.В. врио директора ИДВ РАН.

Его первое действие – организовать изменение названия Института Дальнего Востока на название Института Китая и современной Азии, чтобы легитимизировать свое назначение на этот пост. Затем организация административного и уголовного преследования меня как одного из ведущих ученых Института, который стал открыто выступать еще ранее против научной политики Маслова А.А. в Институте. В частности, в одном из своих выступлений в апреле 2020 г. А.Маслов в своем интервью Соловьеву заявил, что Китай виновен в распространении коронавируса по всему миру, что позднее было озвучено в материале «Четыре минуты правды Алексея Маслова» по радио «Эхо Москвы» А.Пионтковским.

В результате на меня пытаются сфабриковать дело «новая административная команда» Института, и т.н. обыск был организован с целью создать негативный медийный фон для дальнейших действий в отношении меня. В случае запроса могу переслать вам фотокопии материалов т.н. «обыска», в котором по запросу следователя СК Зубкова Н.В. принимали участие и работники МВД плюс понятые. В официальном представлении было указано, что «обыск проводится по обвинению С.Г.Лузянина, который себе незаконно выписал премии на общую сумму 150 тыс. рублей».

13.12.2021